Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Вечерние часы перед столом...»

Cart klass
Класс
7
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Анна Ахматова. Стихотворение «Вечерние часы перед столом...» написано в 1913 году, в период, когда Ахматова часто находилась за границей. В это время она путешествовала по Европе, и в стихотворении отражены её размышления о жизни, любви и внутренних переживаниях. Это стихотворение не посвящено конкретному лицу, но его тон и содержание намекают на личные чувства, связанные с любовными переживаниями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр стихотворения

Жанр — лирика, так как в стихотворении выражены личные переживания и чувства автора через созерцание природы и бытовые детали. Ахматова использует простые, но глубокие образы для раскрытия внутреннего мира лирической героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Тема стихотворения — размышления о любви, ожидании и влиянии другого человека на душевное состояние лирической героини. Стихотворение посвящено внутренней борьбе героини с чувствами и её размышлениям о значимости отношений, которые имеют силу даже без внешнего проявления нежности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

В стихотворении царит спокойное, но одновременно напряжённое настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь ровным, с оттенком лёгкой грусти и смирения. Стихотворение проникнуто чувством легкой тоски и усталости, которая выражается через образы «усталых век» и непоправимо белой страницы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Настроение передаётся с помощью метафор и эпитетов, создающих атмосферу легкой печали. Например, «непоправимо белая страница» символизирует невозможность изменить что-то в прошлом, а «усталые веки» — внутреннюю усталость героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части (строки 1–8) героиня созерцает природу и готовится к наступлению ночи, что отражает её внутренний покой и примирение. Вторая часть (строки 9–12) посвящена размышлениям о влиянии другого человека на её жизнь и эмоциональное состояние, что создаёт контраст между внешним спокойствием и внутренним напряжением.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мне представляется картина спокойного вечера: комната с белой страницей на столе, запах мимозы, вид на море и птица, летящая в ночи. Эти картины подчёркивают ощущение уединения и размышлений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ахматова использует метафоры («непоправимо белая страница», «туго косы заплетая»), олицетворение («птица летит») и эпитеты («усталые веки») для создания атмосферы меланхолии и глубоких внутренних размышлений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрестной рифмовкой (ABAB). Пример:

  Добавить текст Вернуть оригинал

"Вечерние часы перед столом.
Непоправимо белая страница.
Мимоза пахнет Ниццей и теплом.
В луче луны летит большая птица."

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рифма плавная, естественная, подчёркивающая спокойный тон стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Основная мысль стихотворения заключается в том, что чувства и влияние другого человека могут оставаться значительными, даже если это не проявляется явно. Ахматова показывает, что внутренние переживания и эмоции остаются сильными, несмотря на внешнюю усталость и спокойствие. Даже когда нежность не выражена, она остаётся глубоко внутри, влияя на лирическую героиню.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение производит впечатление тихого размышления о любви и влиянии другого человека на душевное состояние. Картины природы, запах мимозы и лунный свет создают ощущение умиротворения, но в то же время они переплетены с глубокой внутренней усталостью и тихой тоской.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Стихотворение «Вечерние часы перед столом...» было написано Анной Ахматовой в 1913 году. В этот период Ахматова часто путешествовала и проживала за границей, в частности, в Ницце, что отражено в стихотворении через образы мимозы и тепла. Это стихотворение не имеет конкретного адресата, но оно пропитано личными чувствами и переживаниями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Стихотворение занимает значительное место в ранней лирике Ахматовой. Оно отражает её характерный стиль — сочетание глубокой эмоциональности и сдержанности, а также интимные размышления о внутреннем мире человека. Оно относится к её периодам созерцательной лирики, где природа и окружающий мир играют важную роль.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Ахматова выбирает жанр интимной и философской лирики. Стихотворение передаёт личные размышления лирической героини, её восприятие жизни и влияние чувств на внутреннее состояние. Этот жанр позволяет автору выразить сокровенные мысли и эмоциональные переживания.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема стихотворения — это размышление о власти любви и эмоций, внутренней усталости и покое, которые могут наступить, несмотря на переживания. Лирическая героиня размышляет о своём состоянии, наблюдает за природой и чувствует влияние другого человека, который не просит нежности, но тем не менее оказывает на неё сильное эмоциональное воздействие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название «Вечерние часы перед столом...» подчеркивает момент покоя и созерцания перед сном. Оно указывает на уединённость и время размышлений, когда лирическая героиня остаётся наедине с собой и своими мыслями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Лирический сюжет начинается с описания вечернего времени и тихих созерцательных моментов: запах мимозы, вид луны и летящей птицы. Далее героиня заплетает косы, хотя понимает, что это действие может быть лишено смысла. Вторая половина стихотворения посвящена её размышлениям о влиянии другого человека на её чувства — он оказывает сильное воздействие, хотя не проявляет нежности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть (строки 1–8) описывает вечерние наблюдения героини за природой, её подготовку к ночи и лёгкую печаль. Вторая часть (строки 9–12) фокусируется на её эмоциональных переживаниях и размышлениях о власти чувств, которые оказывают влияние на её душевное состояние.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Основное настроение стихотворения — спокойное, но с элементами лёгкой грусти и усталости. Тональность остаётся ровной на протяжении всего текста. Стихотворение проникнуто чувством тихого созерцания и лёгкого смирения с тем, что человек не всегда способен управлять своими эмоциями.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова

Основные лейтмотивы стихотворения — это природа (мимоза, луна, птица) и внутренние переживания лирической героини, связанные с её отношением к другому человеку. Опорные слова: «непоправимо белая страница», «усталые веки», «нежности не просит», «власть», — подчеркивают важность как внешних, так и внутренних наблюдений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия

Лирический герой — женщина, которая переживает внутреннее спокойствие, но при этом остаётся под воздействием чувств к другому человеку. Её переживания раскрываются через созерцание природы и размышления о своей эмоциональной зависимости от другого человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Кроме лирической героини, есть ещё один неявный персонаж — мужчина, который оказывает на неё влияние. Он обладает неявной властью над ней, хотя не требует проявления эмоций или нежности. Его влияние выражено через усталость героини и её неспособность противостоять внутренним чувствам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

В стихотворении происходит соединение внешнего мира природы (мимоза, луна, птица) и внутреннего мира героини (её чувства и размышления). Эти два уровня переплетаются, создавая гармоничную картину спокойствия и лёгкой тоски.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Автор выражает элегическую грусть и смирение перед властью чувств. Ахматова передаёт через героиню глубокое восприятие эмоциональной зависимости и того, как человек может быть подчинён внутренним переживаниям, несмотря на внешнее спокойствие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Музыка стихотворения звучит мягко и плавно, благодаря размеренному ритму и простым фразам. Она создаёт атмосферу тишины и умиротворения, соответствующую вечернему времени суток.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Этот ритм создаёт плавное, мелодичное звучание, которое соответствует созерцательной тональности стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка перекрестная (ABAB). Рифмы плавные и естественные, они подчёркивают гармонию между внешним и внутренним миром героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения проста и прозрачна, но полна тонкими метафорами и эпитетами. Ахматова использует метафоры («непоправимо белая страница», «усталые веки»), эпитеты («мимоза пахнет Ниццей и теплом»), олицетворение («летит большая птица») для передачи настроения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис стихотворения свободен, с преобладанием простых фраз и предложений, что создаёт ощущение лёгкости и непринуждённости. Короткие предложения подчёркивают эмоциональную сдержанность героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись стихотворения создаёт плавное и мягкое звучание благодаря сочетанию звонких и мягких звуков. Это усиливает ощущение спокойствия и гармонии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения

Идея стихотворения заключается в том, что даже в состоянии внутреннего покоя человек может быть подвержен влиянию эмоций и чувств к другому человеку, которые могут быть сильными и значимыми, несмотря на внешнее спокойствие и сдержанность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков

Критики высоко оценили это стихотворение за его тонкость и способность передавать внутренние чувства через внешнее созерцание природы. Оно считается примером ранней лирики Ахматовой, где природа играет важную роль в отражении внутренних переживаний героини.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Сегодня стихотворение продолжает быть актуальным благодаря своей универсальности и способности передавать глубокие чувства через простые образы. Оно находит отклик у современных читателей, так как тема эмоциональной зависимости и внутренних переживаний остаётся важной в любое время.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам