Краткий
Автор и название стихотворения. История создания:
Стихотворение «Лесной царь» (оригинальное название — «Erlkönig») написал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832). Оно было написано в 1782 году, вдохновлено немецкими и датскими народными сказаниями о сверхъестественных духах леса. Это произведение было опубликовано в сборнике «Стихотворения для песни», и оно связано с темой смерти и страха, распространенной в народных преданиях. Стихотворение было адресовано как произведение для музыкального сопровождения и стало известно благодаря музыке Франца Шуберта, который позже создал к нему знаменитую песню.
Жанр:
Это баллада. Баллада — это жанр, в котором сочетаются элементы лирики и эпоса. Он включает драматический сюжет с диалогами и характерными образами. «Лесной царь» подходит под этот жанр, так как в стихотворении разворачивается мистическая история с напряженным развитием событий, диалогами между отцом и сыном, а также присутствием фантастического персонажа — Лесного царя.
Тема стихотворения:
Стихотворение посвящено теме смертельной угрозы и страха перед неизвестным. Лирический герой — это отец, который скачет ночью вместе со своим сыном, пытаясь спасти его от неведомой силы, персонифицированной в образе Лесного царя. Сын видит и слышит лесного царя, который манит его, а отец объясняет это явлениями природы. Основные образы:
Отец — символ защиты, рациональности, но в то же время бессилия перед смертью.
Добавить текст Вернуть оригиналСын — олицетворение невинности и страха перед необъяснимым.
Добавить текст Вернуть оригиналЛесной царь — мистический дух леса, воплощение смерти, который обещает радости, но несет гибель.
Добавить текст Вернуть оригиналНастроение стихотворения:
В стихотворении царит тревожное, зловещее настроение, которое постепенно нарастает. Это настроение не меняется, а лишь усиливается с каждым новым куплетом, когда угроза становится все ближе.
Чувство, пронизывающее стихотворение, — это страх перед неминуемой опасностью и смертью.
Это настроение выражается через слова, описывающие пугающие образы: «сверкнул», «темная корона», «борода густая», «вся ночь в молчании», «младенец кричит», «мертвый младенец». Постоянный диалог между отцом и сыном передает нарастание напряженности и страх перед неведомой угрозой.
Композиция:
Стихотворение построено в форме диалога между отцом и сыном, с вставками реплик Лесного царя. Оно состоит из 8 частей:
В первой части описывается ситуация — отец скачет верхом с сыном через ночной лес.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй и следующих частях сын видит и слышит Лесного царя, который манит его, обещая различные удовольствия, но отец отрицает это, считая явления природными.
Добавить текст Вернуть оригиналВ последней части отец, в попытках спасти сына, мчится к дому, но уже поздно — младенец умирает.
Эта структура помогает передать ощущение нарастающего ужаса и безысходности.
Средства выразительности:
Метафоры: «лесной царь», «темная корона».
Эпитеты: «хладная мгла», «густая борода».
Олицетворение: ветер и туман, которые Лесной царь принимает на себя.
Повторения: повторение угрозы со стороны Лесного царя в каждом куплете усиливает ощущение неизбежности.
Риторические вопросы и восклицания: «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?».
Размер и рифма:
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой (ABAB).
Пример:
«К отцу, весь издрогнув, малютка приник (A);
Обняв, его держит и греет старик (B).
„Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?“ (A);
„Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул“ (B).»
Идея стихотворения:
Основная мысль стихотворения заключается в том, что смерть может подступить неожиданно и неотвратимо, даже если рациональный ум пытается найти логические объяснения происходящему. Гёте показывает борьбу между рациональным и иррациональным, между жизнью и смертью. Лесной царь, несмотря на свои заманчивые обещания, олицетворяет смертельную угрозу. Через эту историю автор показывает, как иллюзорные надежды на спасение могут оказаться ложными.
Личные впечатления:
Стихотворение производит сильное впечатление своей мрачной атмосферой и напряжением. Тема неотвратимой смерти передана очень эмоционально. Сочетание мистики и реальности, отчаянные попытки отца спасти сына, а также постепенное нарастание трагедии делают это стихотворение особенно трогательным. Визуальные образы, созданные Гёте, оставляют ощущение глубокого ужаса и скорби.
Подробный
1. Дата написания и публикации:
Стихотворение Иоганна Вольфганга Гёте «Лесной царь» было написано в 1782 году. Оно впервые появилось в сборнике «Стихотворения для песни» в том же году. Это произведение было создано на основе народных легенд и мифов, в частности немецких и датских преданий о духах леса.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта:
«Лесной царь» занимает особое место в творчестве Гёте как одно из самых ярких и известных произведений романтического периода. Стихотворение сочетает в себе элементы народного фольклора и мистики, что характерно для поэзии Гёте, стремящегося исследовать границы между миром реального и потустороннего.
3. Творческая история. Выбор жанра:
Гёте выбрал жанр баллады, который позволяет сочетать эпическое повествование с драматическим диалогом и мистикой. Баллада идеально подходит для передачи чувства угрозы и напряжения, что делает её выбор удачным для этой истории о лесном духе, преследующем ребёнка.
4. Основная тема:
Основная тема стихотворения — неотвратимость смерти и страх перед неведомым. Лесной царь олицетворяет смерть, которая привлекает и пугает ребёнка. Другой аспект темы — разрыв между миром ребёнка и взрослого: отец рационализирует происходящее, не замечая угрозы, тогда как сын ощущает присутствие Лесного царя.
5. Смысл названия:
Название «Лесной царь» (в оригинале "Erlkönig") относится к мифическому существу, духу леса, который крадёт детей. Лесной царь выступает символом смерти, которая заманивает ребёнка под видом соблазнительных обещаний. Название подчёркивает центральную фигуру стихотворения — мистического, зловещего персонажа, несущего гибель.
6. Лирический сюжет и его движение:
Сюжет баллады прост: отец везёт своего больного сына через тёмный лес. Сын видит Лесного царя, который манит его, но отец пытается успокоить ребёнка, рационализируя его страхи. Однако угрозы Лесного царя усиливаются, и в конце ребёнок умирает. Движение сюжета разворачивается от тревоги к кульминационному ужасу.
7. Композиция:
Стихотворение построено в виде диалога между отцом, сыном и Лесным царём. Оно состоит из восьми строф, каждая из которых усиливает напряжение. В начале описывается ночь и путь через лес, затем разворачивается диалог между сыном и отцом, который является основной структурной частью. Заключительная часть — кульминация: отец доезжает до дома, но сын умирает.
8. Основное настроение, тональность стихотворения:
Настроение стихотворения — мрачное, зловещее и напряжённое. Тональность трагическая. На протяжении всего стихотворения присутствует нарастающее чувство страха, которое выражено через диалоги между отцом и сыном, и кульминацию в смерти ребёнка.
9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова:
Главные лейтмотивы — страх, угроза смерти, столкновение реальности и иллюзий. Опорные слова — «сверкнул», «темная корона», «борода», «веселый», «душно», «мертвый». Эти слова передают нарастающий страх и символизируют присутствие смерти.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия:
Лирический герой — это отец, который стремится защитить своего ребёнка. Он пытается объяснить сыну, что всё видимое им — всего лишь природные явления. Отец символизирует рациональный ум и заботу, но, несмотря на его усилия, он не может спасти сына от смерти.
11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы:
Сын — жертва, уязвимый перед угрозой, он испытывает страх и постепенно теряет силы. Лесной царь — воплощение смерти, он манит ребёнка обещаниями радостей, но его присутствие несёт гибель. Отец — защитник, но он бессилен перед потусторонней силой.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания:
Происходит столкновение двух уровней сознания — рационального (отец) и иррационального (сын). Отец видит мир через призму логики, объясняя происходящее естественными причинами, в то время как сын воспринимает опасность интуитивно, через страх перед сверхъестественным.
13. Позиция автора:
Позиция Гёте в стихотворении — элегическая грусть и сострадание. Он изображает неизбежность судьбы и бессилие человека перед смертью. Автор показывает, что человеческий разум не всегда способен победить силы природы или сверхъестественное.
14. Музыка стихотворения:
Стихотворение имеет ритмическую музыкальность, что подчёркивается его использованием в музыкальных композициях, таких как знаменитая песня Франца Шуберта. Музыкальные мотивы передают напряжение и драматизм ситуации.
15. Ритм, размер:
Размер стихотворения — четырёхстопный ямб, который создаёт энергичный и ритмичный ход, как бы передающий скорость скачки.
16. Рифмовка, характер рифм:
Перекрестная рифмовка (ABAB). Рифмы четкие, как «приник - старик», «сверкнул - воду», подчеркивающие драматизм.
17. Лексика. Языковые выразительные средства:
Лексика мрачная и насыщена образами природы и мистики. Используются эпитеты («густая борода», «темная корона»), метафоры («лесной царь»), олицетворение (ветер, туман), которые передают мрачную атмосферу.
18. Поэтический синтаксис:
Используются риторические вопросы и восклицания, что помогает усилить эмоциональное напряжение в диалоге между персонажами.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха:
Звуковая организация стихотворения усилена аллитерацией, которая придает тексту особую ритмичность и создает напряжённое, тревожное звучание. Например, повторы согласных «с» и «р» в строках усиливают эффект загадочности и страха.
20. Идея стихотворения:
Основная идея стихотворения — неизбежность смерти и бессилие человека перед ней, несмотря на все попытки защитить своих близких. Также Гёте показывает разницу между рациональным восприятием реальности и мистическими страхами.
21. Отзывы критиков о стихотворении:
Критики отмечают глубокую психологичность стихотворения и его способность передавать тревожное состояние через диалог и композицию. Стихотворение высоко оценено за его эмоциональную интенсивность и мастерство в создании атмосферы.
22. Звучание стихотворения в наши дни:
В наши дни «Лесной царь» продолжает звучать актуально благодаря своей теме смерти и страха перед неведомым. Его мистическая атмосфера и эмоциональное напряжение находят отклик у современного читателя.