Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Приказ по армии искусства»

Cart klass
Класс
10
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Владимир Владимирович Маяковский, название — «Приказ по армии искусства». Стихотворение написано в 1918 году, в период революции и становления нового советского государства. Маяковский обращается к футуристам, художникам, поэтам и музыкантам, призывая их использовать искусство для поддержки революционных идей, отвергая старые традиции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Жанр стихотворения можно определить как манифест, так как оно выражает требования и идеи, направленные на изменение общества и культуры. Маяковский подает произведение как призыв к действию, обращение к деятелям искусства, вдохновляя их на участие в революции не только физически, но и творчески.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Тема стихотворения — призыв к революции в искусстве и призыв художников быть активными участниками в построении нового мира. Лирический герой — сам Маяковский, яркий и энергичный, он выступает от лица всей армии искусства, обращаясь к поэтам, музыкантам, художникам с требованием отказаться от старых канонов и выступить с новыми, смелыми идеями. Стихотворение посвящено необходимости соединить искусство и революцию, сделать творчество орудием изменений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

В стихотворении царит бодрое и энергичное настроение, подчеркивающее революционную настроенность автора. Это настроение не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь устойчивым и подчеркивая уверенность в необходимости радикальных изменений. Стихотворение проникнуто чувством решимости и готовности к борьбе. Настроение выражается через многочисленные обращения («Товарищи!», «На баррикады!»), энергичные призывы и яркие образы, такие как «баррикады сердец и душ» и «улицы — наши кисти».

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция стихотворения

Стихотворение можно разделить на три основные части. В первой части автор обращается к прошлому и критикует старые, консервативные устои в искусстве, указывая на их неактуальность для нового мира. Во второй части звучит призыв к активным действиям и радикальным изменениям, где поэты и музыканты становятся «армией искусства». В третьей части Маяковский делает вывод о необходимости уличного искусства, обрамленного смелостью и революционностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картины, которые представляются, включают живые сцены уличного творчества, музыкантов с инструментами на улицах и художников, рисующих на стенах. Средства выразительности включают метафоры («баррикады сердец и душ»), эпитеты («грошовые истины»), олицетворение («улицы — наши кисти»), повторы, подчеркивающие решительность, и восклицания, усиливающие призывную интонацию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма

Стихотворение написано в свободном стихе, что выражает стихийность и открытость его структуры. Рифма в основном свободная, присутствует рифмовка, но нет строгого чередования. Пример рифмы:

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Это что — корпеть на заводах,
перемазать рожу в копоть».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Свободный стих и нестрогая рифмовка подчеркивают революционность формы, отказ от классических поэтических структур.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Основная мысль стихотворения заключается в призыве к полной революции в искусстве, в необходимости уничтожить старые каноны и заменить их новой, смелой культурой. Маяковский хотел донести до читателя, что искусство должно быть активным, ярким и мощным средством социальной трансформации, а не просто средством развлечения или красоты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение поражает своей энергией и страстью, ощущается революционный дух и стремление к изменениям. Маяковский сумел передать ощущение неотложности и важности обновления искусства, его призыв звучит актуально и сегодня, когда речь идет о влиянии культуры на общество. Образы уличных художников и музыкантов, выходящих за пределы залов и сцен, вдохновляют и создают представление о мощи творческой силы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Стихотворение В. В. Маяковского «Приказ по армии искусства» было написано в 1918 году, на фоне послереволюционной России, в период активной пропаганды коммунистических идеалов и преобразований в обществе и культуре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Произведение занимает важное место в творчестве Маяковского, поскольку отражает его взгляды на роль искусства в новом социалистическом обществе. Маяковский считал, что искусство должно не только отражать, но и активно преобразовывать жизнь, помогая строить новую действительность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Стихотворение написано как манифест, где поэт выступает с революционным призывом к деятелям искусства. Маяковский выбирает этот жанр, чтобы усилить воздействие на читателя и вызвать у него желание действовать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема стихотворения — необходимость революции в искусстве, отказ от старых традиций и переход к новому, активному творчеству, которое должно стать неотъемлемой частью борьбы за построение социалистического общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название «Приказ по армии искусства» говорит о призыве, обращенном к художникам, поэтам, музыкантам. Автор видит их как армию, которая должна стать важной частью революционного процесса, «вооруженной» искусством.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Лирический сюжет строится вокруг призыва к художникам и поэтам отказаться от старого, «канительной» и бесполезной работы и вместо этого выйти на улицы с творческими инициативами, громкими выступлениями и провокационными идеями, которые будут служить революции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Композиционно стихотворение состоит из нескольких призывных частей. В первой части — критика прошлого и отсталости старых форм. Во второй — призыв к активному участию в революции через творчество. Третья часть — конкретные действия: вынести инструменты на улицы, создать искусство в народе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Основное настроение стихотворения — энергичное и вдохновляющее, с призывом к решительным действиям. Тональность — напористая, страстная, заряженная революционным задором.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие

Лейтмотивы стихотворения — отказ от прошлого, движение вперед, революция. Опорные слова: «баррикады», «футуристы», «прыжок», «музыканты», «барабан», «рояль», «революции», которые передают движение к новому, к революционным преобразованиям в искусстве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — это Маяковский, революционер и художник, призывающий к изменению. Он раскрывается через свои яркие обращения к «армии искусства» и использует страстные, образные выражения, которые демонстрируют его убежденность и энергичность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Лирические персонажи — художники, поэты, футуристы и другие деятели искусства, которых автор призывает покинуть старый путь и активно участвовать в революции. Они не показаны индивидуально, но представляют собой собирательный образ той части общества, которая стоит на пороге перемен.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

Происходит столкновение традиционного, «стариковского» сознания с новым революционным мышлением, которому Маяковский призывает следовать. Эти уровни сознания конфликтуют в стихотворении, подчеркивая необходимость изменений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Автор выражает восторг и решимость. Его позиция — активная, страстная, он искренне верит, что искусство должно служить революции. Переживания передаются через стремительный ритм и энергичные призывы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Стихотворение наполнено звуковыми эффектами, создающими ритм «барабанного боя», призывный, марширующий ритм, который поддерживает ощущение движения вперед и воинственного духа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Размер стихотворения — свободный стих, ритм динамичный, резкий, что отражает нетерпеливость и стремительность автора в его призыве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка в стихотворении нерифмованная или ассоциативная, что придает тексту ощущение свободы и помогает передать его революционный характер.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения разговорная, местами сленговая и агрессивная. Автор использует метафоры («баррикады сердец и душ»), эпитеты («канителят стариков бригады»), повторы, создающие ощущение резкости и напористости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Поэтический синтаксис характеризуется использованием коротких фраз, возгласов и резких обращений, что помогает придать тексту напряжение и страстность. Пример: «На улицу тащите рояли».

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

В стихотворении преобладают звуки «р», «ш», «с», что подчеркивает резкость и грубоватость выражений, а также создает ассоциации с барабанным боем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

Идея стихотворения — необходимость сделать искусство активным участником революции, превратить его в мощный инструмент для преобразования общества. Искусство не должно быть пассивным, оно должно действовать наравне с людьми, меняя и обогащая их.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Современники оценили стихотворение как манифест нового искусства и видели в нём отражение взглядов Маяковского на необходимость участия художника в революции. Некоторые критики считали, что такой призыв к искусству слишком радикален, однако позже произведение стало одним из символов эпохи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Сегодня стихотворение воспринимается как яркое свидетельство времени и как пример того, как искусство может откликаться на социальные и политические изменения. Оно продолжает вдохновлять своей энергией и призывом к действию, оставаясь актуальным в своих идеях о свободе искусства.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам