Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Стихотворение «Я последний поэт деревни» написал Сергей Александрович Есенин. Оно посвящено его близкому другу Анатолию Мариенгофу и создано в 1920 году. В это время Есенин переживал кризис, связанный с изменением мира вокруг и активным процессом урбанизации, что угрожало традиционной деревенской жизни. Стихотворение выражает тоску по исчезающей деревне и сельскому укладу.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Стихотворение относится к жанру философско-элегической лирики, так как в нём поэт размышляет о судьбе деревни, поэзии и своём месте в мире, а также грустит об утрате прежних ценностей.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Тема стихотворения — прощание с уходящей деревенской жизнью и осознание своего последнего вклада как «поэта деревни». Лирический герой выступает символом того мира, который уходит в прошлое. Стихотворение посвящено теме скорби и неизбежного наступления прогресса, который разрушает традиции и природу.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
Настроение стихотворения печальное и прощальное. Оно остаётся неизменным на протяжении всего произведения. Лирический герой с горечью осознаёт, что его мир уходит в прошлое, его наполняет чувство ностальгии и тревоги за будущее деревни. Это настроение выражено через образ «последнего поэта деревни», прощальную «обедню» и предчувствие конца.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение состоит из четырёх катренов. Оно имеет линейную композицию, где каждая часть раскрывает разные аспекты предчувствия конца деревенской жизни. Первая часть — прощание с родной природой, вторая — метафорическое ожидание финала («луны часы деревянные»), третья — предсказание прихода «железного гостя», символа промышленности, четвёртая — образ колосьев-коней, которые будут «тужить» по ушедшей жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма
Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой (ABAB). Этот размер и рифма подчёркивают мелодичность и ритмическую чёткость стихотворения, придавая ему размеренный, элегический ритм, соответствующий настроению прощания.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Идея стихотворения заключается в том, что с развитием прогресса деревенская жизнь и связанные с ней образы постепенно исчезают. Есенин осознаёт, что он является «последним поэтом деревни», который воспевает уходящий мир. Он хочет передать читателю своё сожаление и тревогу за будущее, показать, что вместе с деревней уходит часть души человека.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит сильное впечатление грусти и осознания потерь, связанных с исчезновением традиционной деревенской жизни. Оно трогает своей искренностью и выражением тоски по уходящей эпохе. Есенин умело использует образы природы и деревенских реалий, создавая атмосферу светлой грусти и прощания, что вызывает глубокое сопереживание и уважение к его взгляду на мир.
Добавить текст Вернуть оригиналПодробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Я последний поэт деревни» было написано Сергеем Александровичем Есениным в 1920 году. Оно посвящено его другу и соратнику Анатолию Мариенгофу и отражает размышления поэта о судьбе русской деревни в условиях развивающегося индустриального общества.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Это стихотворение занимает особое место в творчестве Есенина как своего рода «прощальная песнь» деревне и её укладу, близкому его сердцу. В нём раскрывается личный, глубоко лирический голос поэта, провозглашающего себя последним певцом уходящей деревенской жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение относится к жанру философской лирики с элементами элегии, поскольку Есенин выражает свои философские размышления о неизбежном исчезновении деревенского мира, оплакивая его потерю. Жанр элегии позволяет передать грусть, ностальгию и предчувствие скорого прощания с природой и традиционным укладом жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — уходящая деревенская жизнь, которую Есенин осознаёт и печально провожает как последний поэт, воспевающий её красоту и простоту. Стихотворение посвящено теме неизбежного прогресса, который изменяет деревенский мир, вытесняя его механизацией и индустриализацией.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Я последний поэт деревни» подчеркивает, что Есенин видит себя как последнего, кто воспевает уходящую деревенскую Россию. Это название отражает его миссию и призвание как поэта, сохраняющего память о своём родном мире, и одновременно печальное предчувствие завершения эпохи.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Лирический сюжет стихотворения движется от образа поэта, стоящего за «прощальной обедней», к метафоре свечи, догорающей вместе с уходящей деревенской жизнью. Затем возникает образ «железного гостя» — символа прогресса, а в финале появляется тоска поэтических песен, которые останутся лишь в «ржании колосьев». Эти образы символизируют уходящее время и скорое исчезновение деревенского быта.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из четырёх катренов. Композиция линейна, и её можно условно разделить на четыре части:
Добавить текст Вернуть оригиналПрощание с природой и деревенским миром, символизируемое образом «прощальной обедни».
Добавить текст Вернуть оригиналОбраз угасания деревенской жизни через метафору свечи.
Добавить текст Вернуть оригиналВмешательство прогресса и его разрушительное влияние на сельское хозяйство.
Добавить текст Вернуть оригиналГрустная картина пустоты, которая остаётся после ухода старого уклада.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Основное настроение стихотворения — элегическая грусть. Тональность остаётся печальной и прощальной на протяжении всего стихотворения. Герой смиряется с неизбежностью перемен, но тоскует по уходящей деревенской жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Ведущие лейтмотивы стихотворения — прощание, угасание и неизбежность перемен. Опорные слова: «последний поэт», «обедня», «догорит свеча», «железный гость», «колосья-кони». Эти слова подчёркивают тему прощания и символизируют традиционный деревенский мир, которому грозит исчезновение.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — поэт, глубоко связанный с деревней и её образом жизни, который чувствует себя последним представителем уходящей эпохи. Он раскрывается через прощальные образы и метафоры, выражая грусть и покорность перед лицом необратимых перемен.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
В стихотворении отсутствуют прямые лирические персонажи, однако упоминаются колосья, берёзы и образы природы, которые становятся своеобразными «героями», олицетворяющими жизнь деревни. Эти образы передают чувство утраты и тоски по прошлому.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении сталкиваются два уровня сознания: лирический герой с его любовью к деревне и прогресс, символизируемый «железным гостем», который грозит уничтожить привычный мир. Это противопоставление выражает конфликт между традицией и модернизацией.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора выражена через элегическую грусть. Есенин ощущает тоску по уходящему миру деревни и передаёт эти чувства через образы свечи и прощальной обедни. Он с сожалением принимает неизбежность перемен, но в то же время оплакивает утрату прежнего мира.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения спокойная и медленная, передающая чувство прощания и покоя. Это помогает создать атмосферу завершения и прощальной церемонии.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Такой размер подчёркивает ритмичность и торжественность текста, создавая атмосферу печального, но красивого прощания.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (ABAB), рифмы точные. Это придаёт стихотворению гармоничность и завершённость, подчёркивая элегический и созерцательный тон.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стихотворения включает символические образы и метафоры, такие как «дощатый мост», «свеча из телесного воска», «железный гость». Есенин использует эпитеты («голубое поле», «златистое пламя»), чтобы выразить чувства, связанные с угасанием и неизбежными переменами.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис стихотворения включает повторы («Скоро, скоро часы деревянные»), усиливая чувство надвигающейся неизбежности. Восклицания подчеркивают эмоциональность и прощальный характер произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись подчёркнута мягкими звуками «л», «р», «с», создающими атмосферу тихого прощания. Тихий ритм и плавные звуки передают элегический характер стихотворения.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения заключается в признании неизбежного конца деревенской жизни и осознании, что она не может быть сохранена в условиях модернизации. Есенин выражает желание сохранить память о деревне и её культуре, будучи последним поэтом, поющим о природе и деревенской жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают, что «Я последний поэт деревни» — одно из самых глубоких и трогательных произведений Есенина, в котором он выражает свой страх перед наступающим прогрессом. Они видят в этом стихотворении его тоску по деревенскому миру, который он не просто воспевает, но и оплакивает.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение звучит как прощание с традиционной культурой и напоминание о ценности простой жизни, тесно связанной с природой. Оно напоминает современному читателю об экологических и социальных изменениях, связанных с индустриализацией, и вызывает ностальгию по натуральности и близости к природе.
Добавить текст Вернуть оригинал