Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «В Париже»

Cart klass
Класс
10
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор: Марина Ивановна Цветаева
Название: "В Париже"
История создания: Стихотворение было написано Мариной Цветаевой в 1925 году, когда она жила во Франции в изгнании. Этот период ее жизни сопровождался сильной тоской по Родине. Цветаева часто писала о чувствах разочарования и одиночества в чужой стране. Стихотворение отражает её личные переживания и ностальгию по Москве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Стихотворение относится к жанру лирики, поскольку оно выражает личные чувства, эмоции и переживания лирического героя. Это типичная ностальгическая лирика, в которой Цветаева передает свои чувства оторванности от родной страны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Тема стихотворения — это одиночество и ностальгия по Родине на фоне блеска и веселья большого города. Лирический герой находится в Париже, окруженном "шумными вечерними бульварами", "парами" людей, но чувствует себя одиноким и чуждым среди радостного города. Произведение посвящено теме тоски по оставленной Москве и чувству душевного отчуждения в чужом краю.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лирический герой стихотворения ощущает внутреннее разделение между внешней радостью и внутренней пустотой. Он вспоминает родную Москву, где даже простые предметы ("каштаны", "травы", "облака") кажутся более близкими и дорогими.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

В стихотворении царит настроение грусти и одиночества. Настроение стихотворения не меняется, оно остаётся проникнутым чувством тоски по оставленному дому и чувством чуждости в Париже.
Чувство тоски и грусти выражается через образы "тоска", "одиночество", "чужд", "жаль". Настроение усиливается использованием выражений: "грусть фиалок", "чей-то ласковый портрет", "печально-братский взор". Эти образы символизируют воспоминания, которые бережно хранятся в сердце героя и возвращают его в Москву.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения

Стихотворение можно разделить на 4 части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (1-4 строки) представляет внешнее окружение — Париж, блестящий и радостный, но "тайная тоска" сопровождает героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть (5-8 строки) изображает романтику парижских бульваров, которую герой воспринимает с чувством отстраненности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Третья часть (9-16 строки) описывает одиночество героя и его мысли о Москве, отражающие тоску по дому.

Четвёртая часть (17-20 строки) завершает стихотворение, подчеркивая силу воспоминаний о Москве.

Автор использует эпитеты ("радостный Париж", "тайная тоска", "чужд и жалок"), метафоры ("грусть фиалок"), олицетворения ("плач стих Ростана"), чтобы передать контраст между радостным городом и внутренней грустью. Примеры тропов:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Метафора: "грусть фиалок" — передает запах и чувство ностальгии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Олицетворение: "в сердце плачет стих Ростана" — стихотворение становится живым выражением боли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Эпитеты: "радостный Париж", "чей-то ласковый портрет" — помогают передать тоску по родному месту.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрестной рифмовкой (ABAB):

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пример:
"Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка."

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Основная мысль стихотворения заключается в том, что даже в блеске и шуме большого города тоска по Родине остается сильной и неутолимой. Для лирического героя Париж чужд и далек, а Россия, оставленная и далекая, кажется ближе, как воспоминание о простом и понятном. Цветаева хотела донести до читателя идею неразрывной связи с Родиной, которую невозможно заменить ни одним городом, каким бы ярким и впечатляющим он ни был.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение оставляет чувство глубокой грусти и понимания неразрывной связи с родными местами. Цветаева передала состояние внутренней оторванности, которую может чувствовать человек, оказавшись в чужом городе. Стихотворение подчеркивает, что подлинные привязанности к Родине не зависят от внешнего блеска и комфорта и остаются с человеком всегда.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Стихотворение написано в 1925 году, в период эмиграции Марины Цветаевой во Франции. Это время было для неё трудным, наполненным тоской по Родине, что нашло отражение в её поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Стихотворение занимает важное место среди произведений Цветаевой, посвящённых ностальгии и одиночеству. Оно продолжает её лирическую тему тоски по Москве, нежной любви к покинутому дому и отторжения от пышной, но чужой атмосферы Парижа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Творческая история связана с эмиграцией поэтессы и её чувством оторванности от России. Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, где ощущается личный эмоциональный опыт Цветаевой. Жанр стихотворения можно определить как ностальгическая лирика, выражающая внутренний конфликт между красотой чужого города и родными образами Москвы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема стихотворения — одиночество и ностальгия по Родине на фоне блеска Парижа. Цветаева показывает, как радость и величие нового города не могут заглушить её тоску по покинутой Москве, близким и дорогим воспоминаниям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название "В Париже" отражает место действия, подчеркивая контраст между красивым, оживлённым городом и внутренней пустотой, которую испытывает героиня. Париж символизирует как культурную столицу, так и чуждость для лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Сюжет развивается через внутренние переживания героя. Герой сравнивает Париж с Москвой, испытывая растущую тоску и отчуждение от окружающего мира, несмотря на всю его красоту и изобилие. От суеты Парижа он возвращается мыслями к Москве, её тихим и милым воспоминаниям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение можно разделить на несколько частей:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая часть (1-4 строки) описывает радостный и высокий Париж, но лирический герой чувствует в нём "тайную тоску".

Вторая часть (5-8 строки) изображает вечерние бульвары и образы пар, которые усиливают чувство одиночества героя.

Третья часть (9-16 строки) передаёт внутренние мысли героя о Москве и близких ему образах.

Четвёртая часть (17-20 строки) завершает стихотворение: герой вспоминает Москву и чувствует, как воспоминания обостряют боль. Эти части объединяются контрастом между внешней яркостью Парижа и внутренней тоской.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Основное настроение — грусть и ностальгия. Тональность пронизана мягкой тоской, которая остаётся неизменной на протяжении всего стихотворения. Чувство одиночества, близости родных и далёкости чужого подчёркивает грустное звучание произведения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие

Лейтмотивы стихотворения: тоска, одиночество, ностальгия. Опорные слова: "тоска", "одна", "чужд", "плач", "сон", "грусть фиалок". Эти слова отражают состояние внутреннего разлада и тоски по покинутой Москве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — это сам поэт, находящийся в чужом городе и тоскующий по дому. Герой выражает свои переживания через описания одиночества и внутренней боли, несмотря на внешнюю красоту окружающего мира. Он раскрывается через воспоминания о Москве и сравнения с Парижем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

В стихотворении упоминаются персонажи, связанные с памятью и воспоминаниями героя: "Rostand", "мученик Рейхштадтский", "Сара" — они становятся символами того мира, который дорог герою. Эти образы усиливают чувство потерянности героя в чужом мире.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

Происходит столкновение между внешним уровнем — радостью и блеском Парижа — и внутренним состоянием тоски и отрешённости. Этот конфликт подчеркивает несовместимость душевного состояния героя с окружающим миром.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Авторская позиция пронизана элегической грустью и ностальгией. Чувство одиночества и тоски выражено через образы и интонацию, передавая внутреннюю боль и разочарование.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Стихотворение обладает мягким и ритмичным звучанием, создавая атмосферу грусти и нежности, словно убаюкивая читателя в размышлениях о доме.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавное и размеренное звучание, подходящее для выражения мягкой тоски.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка перекрестная (ABAB), что придаёт стихотворению завершённость и структурность. Характер рифм — точный, что добавляет стройности тексту.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения насыщена эпитетами ("печально-братский взор", "радостный Париж"), метафорами ("грусть фиалок"), олицетворениями ("в сердце плачет стих Ростана"). Языковые средства подчёркивают атмосферу тоски и внутреннего одиночества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис стихотворения построен на простых и выразительных предложениях, которые легко воспринимаются и акцентируют внимание на каждом слове. Присутствуют восклицания и обращения, что делает текст более эмоциональным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

В стихотворении используются мягкие звуки, такие как "л" и "м", создающие атмосферу грусти и лёгкой меланхолии. Фонетическая окраска подчёркивает ностальгию и мягкость чувств.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

Идея стихотворения — это непреходящая тоска по Родине, которая не покидает лирического героя даже в новом, прекрасном городе. Цветаева подчеркивает, что истинная привязанность к дому и близким не исчезает, где бы ни находился человек, и никакая внешняя красота не может заменить дорогих сердцу воспоминаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Критики отмечают в этом стихотворении тонкость психологизма и способность Цветаевой передать внутренний конфликт эмигранта, тоскующего по дому. Цветаеву называли мастером лирики, умело выражающей тонкие чувства через образы и метафоры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

В наши дни стихотворение сохраняет актуальность, поскольку оно обращается к темам одиночества и ностальгии, которые понятны каждому. Люди, оказавшиеся вдали от Родины, могут найти в этом стихотворении отклик своих чувств, что делает его современным и близким для многих читателей.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам