Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор: Фёдор Иванович Тютчев
Название: «Последняя любовь»
История создания: Стихотворение было написано в 1851 году. Оно относится к позднему периоду творчества Тютчева, когда он уже испытывал сложные чувства к своей возлюбленной Елене Денисьевой, с которой у него были долгие и трагичные отношения.
2. Жанр
Жанр — элегия, так как стихотворение выражает глубокие личные переживания и размышления о любви и ее быстротечности на закате жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Тема: Прощальная любовь в старости и её двойственное восприятие — как блаженство и как безнадежность.
Лирический герой — зрелый человек, размышляющий о последней любви, которая дарит как утешение, так и грусть из-за осознания её конечности.
Стихотворение посвящено переживаниям последней любви на склоне жизни.
4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит меланхоличное и созерцательное настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь проникнутым чувством светлой грусти.
Стихотворение пронизано чувством нежности и суеверного трепета перед последними мгновениями счастья.
Выражение настроения:
Слова и образы: «прощальный свет», «любви последней», «зари вечерней».
Средства выразительности: Эпитеты («нежней», «прощальный»), метафоры («зари вечерней»), олицетворение («бродит сиянье»).
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение можно разделить на три части:
Введение, где говорится о нежности последней любви на склоне лет.
Добавить текст Вернуть оригиналОписание прощальной зари и желания продлить её момент.
Добавить текст Вернуть оригиналФинал, где выражается суть последней любви как сочетания блаженства и безнадежности.
Картины: Видится вечерний пейзаж, закатное небо с последними лучами света, символизирующее последние мгновения любви.
Средства выразительности:
Эпитеты: «прощальный свет», «вечерний день».
Метафоры: «зари вечерней», «прощальный свет».
Олицетворение: «бродит сиянье».
Повторы: «Помедли, помедли», «Продлись, продлись».
6. Размер и рифма стихотворения
Размер — ямб, преимущественно четырехстопный.
Рифма — перекрёстная (ABAB).
Пример из текста:
«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»
7. Идея стихотворения
Идея стихотворения — последняя любовь на склоне лет полна нежности и меланхолии, она приносит как радость, так и чувство безнадежности из-за её конечности.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение вызывает глубокое эмоциональное отклик, погружает в размышления о быстротечности времени и ценности последних мгновений любви. Чувство одновременно счастья и печали делает произведение проникновенным и близким каждому, кто задумывался о прошедшей жизни и уходящей молодости.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Последняя любовь» было написано в 1851 году и опубликовано посмертно.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
«Последняя любовь» занимает важное место в позднем творчестве Тютчева, отражая его размышления о любви и жизни на закате лет. Это произведение типично для его зрелой лирики, насыщенной философскими размышлениями и эмоциональной глубиной.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение создано на основе личных переживаний поэта. Жанр — элегия, что характерно для произведений, в которых доминируют размышления о прошедшем времени и неизбежности утраты.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема — последняя любовь в зрелом возрасте, её красота и горечь, осознание её конечности. Произведение исследует противоречивые чувства счастья и безнадежности.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Последняя любовь» акцентирует внимание на теме любви, которая приходит на закате жизни, подчеркивая её особую значимость и нежность.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет развивается через обращение к последней любви, воспоминание о её трепетных моментах и осознание её конечности. Движение сюжета идет от описания чувств к философскому обобщению.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из трёх частей:
Вступление, где описана последняя любовь и её особенности.
Добавить текст Вернуть оригиналЦентральная часть с обращением к природе и символикой прощального света.
Добавить текст Вернуть оригиналФинал, выражающий двойственность последней любви — «блаженство и безнадежность».
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Основное настроение — меланхоличное и элегическое. Тональность передает грусть, но с оттенком умиротворения и принятия неизбежного.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Лейтмотивы: вечер, прощание, любовь, нежность.
Опорные слова: «прощальный свет», «любви последней», «зари вечерней», «очарованье», «блаженство и безнадежность».
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — зрелый человек, осознающий быстротечность времени. Его самораскрытие происходит через размышления о любви и обращение к природе.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Единственным лирическим персонажем является лирический герой, который переживает чувства последней любви, объединяя её с философскими размышлениями о жизни и смерти.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Происходит соединение личного опыта любви с философским осмыслением жизни и её конечности.
13. Позиция автора
Позиция автора выражена в элегической грусти. Он передает своё трепетное отношение к последней любви, её красоте и неизбежной утрате.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения создается за счет плавных звуков, повторов и ритмической организации, что придает ему мелодичность и глубину.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Размер — ямб, преимущественно четырехстопный, что придает стихотворению плавность и размеренность.
16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка — перекрёстная (ABAB), рифмы преимущественно точные, что способствует гармоничности звучания.
17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика — возвышенная и меланхоличная. Используются эпитеты («прощальный свет», «зари вечерней»), метафоры («очарованье»), олицетворение («бродит сиянье»).
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис включает повторы («Помедли, помедли», «Продлись, продлись»), обращения к любви и дню, что усиливает эмоциональную насыщенность.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись создается за счет мягких согласных и гласных звуков, что передает спокойствие и меланхолию.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея — последняя любовь на склоне жизни полна нежности и грусти, она приносит одновременно утешение и осознание своей конечности.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают это стихотворение как яркий пример поздней лирики Тютчева, подчеркивая его философскую глубину и эмоциональную насыщенность.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение звучит актуально, привлекая внимание к вечным темам любви, жизни и смерти. Оно вызывает у читателей глубокие размышления о быстротечности времени и ценности каждого мгновения.
Добавить текст Вернуть оригинал