Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания.
Автор стихотворения — Евгений Александрович Евтушенко, название — «Ничто не сходит с рук». Это стихотворение было написано в 1960-х годах и отражает размышления поэта о моральных последствиях поступков. Оно не адресовано конкретному лицу, но направлено ко всем, кто сталкивается с вопросами совести и нравственности.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр произведения
Жанр стихотворения можно определить как философскую лирику, так как автор размышляет над моральными и этическими аспектами человеческих поступков и их неизбежными последствиями.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Основная тема стихотворения — неотвратимость последствий каждого человеческого поступка, каким бы незначительным он ни казался. Лирический герой стихотворения выступает наблюдателем, который обращается к читателю с предупреждением о том, что все действия и даже малейшие проступки несут за собой определённые последствия. Образы, которые он упоминает, такие как «волки двуноги», «муравей», и «позабытый друг», символизируют различные аспекты человеческого поведения: хитрость, равнодушие и бесчувственность к другим. Стихотворение посвящено мысли о том, что ни один поступок не остаётся без последствий, даже если человек не осознаёт их сразу.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит тревожное и немного мрачное настроение. Оно не меняется на протяжении произведения, поддерживая атмосферу неотвратимости наказания за ошибки. Произведение проникнуто чувством беспокойства за судьбу человека, склонного совершать ошибки и не всегда осознающего их последствия. Настроение выражается через подбор слов («фальшь опасна эхом», «проклятый круг», «человек с ума сходит»), которые усиливают ощущение безысходности.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция стихотворения
Стихотворение состоит из четырёх частей, каждая из которых раскрывает новые грани темы неизбежности последствий.
Добавить текст Вернуть оригиналВ первой части автор говорит о том, что даже малейшие отклонения от правильного пути, дружба с лицемерами и накопление мелких ошибок не проходят без следа.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй части акцент делается на таких поступках, как ложь, жадность и хитрость, которые могут привести к временным успехам, но имеют скрытые последствия.
Добавить текст Вернуть оригиналВ третьей части затрагивается вопрос заброшенных дружеских связей и безразличия к живым существам, показывая, что даже малый вред — не оправдан.
Добавить текст Вернуть оригиналВ последней части подводится итог: «ничто не сходит с рук» — все действия человека создают «проклятый круг», из которого не так просто выйти, и это может привести к разрушению его разума.
Добавить текст Вернуть оригиналАвтор использует такие средства выразительности, как:
Добавить текст Вернуть оригиналМетафора («проклятый круг») — подчёркивает замкнутость, из которой невозможно вырваться.
Эпитеты («ложный жест», «проклятый круг», «беззлобно раздавленный муравей») — усиливают эмоциональное воздействие.
Повторы (фраза «ничто не сходит с рук» в начале каждой строфы) — подчёркивают ключевую мысль произведения.
Сравнение (людей с «двуногими волками») — показывает хищнические качества некоторых людей.
6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием, что можно доказать на примере первой строки: «Ничто не сходит с рук». Рифмовка стихотворения — перекрёстная, что придаёт ему ритмичность и подчёркивает завершённость каждой мысли.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения заключается в том, что каждый поступок, даже самый незначительный, имеет последствия, и никто не может избежать ответственности за свои действия. Евтушенко обращает внимание на то, что человек, пренебрегающий последствиями своих действий, может незаметно для себя разрушить свою жизнь и психику. Автор напоминает читателю о важности моральной ответственности перед окружающими и собой.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит глубокое впечатление. Оно заставляет задуматься о том, что ни одно наше действие не остаётся бесследным. Особенно поразительным кажется образ человека, который может «сойти с ума» от собственных ошибок. Эти строки напоминают о важности осознанности и ответственности в каждом поступке, а также о том, что даже мелкие нарушения нравственных норм могут со временем стать причиной глубоких личных страданий.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Ничто не сходит с рук» было написано Евгением Александровичем Евтушенко в 1960-х годах, в период, когда автор активно обращался к вопросам морали и ответственности человека за свои поступки.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Стихотворение занимает важное место в творчестве Евтушенко, так как оно отражает его размышления над нравственностью и социальной справедливостью. Эта тема была одной из ключевых в его работах, и стихотворение стало своеобразным манифестом моральных принципов, которыми автор призывал руководствоваться людей.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Евтушенко часто экспериментировал с жанрами и стилями, но в данном стихотворении он обращается к жанру философской лирики. Этот жанр позволяет поэту размышлять о сложных этических проблемах, делая стихотворение актуальным и значимым для читателей разных поколений.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — ответственность человека за каждое своё действие. Евтушенко утверждает, что ни один поступок, каким бы малым он ни был, не проходит бесследно.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Ничто не сходит с рук» отражает основную мысль стихотворения: каждый поступок оставляет свой след, и никто не может избежать последствий своих действий.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет строится вокруг рассуждения о неизбежности последствий за все, что человек делает, даже за, казалось бы, мелкие проступки и незаметные поступки. По мере развития стиха раскрываются всё более глубокие уровни ответственности, от легкомысленных ошибок до моральных нарушений и их последствий для человека.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых рефреном «Ничто не сходит с рук». Каждая строфа дополняет основную идею, раскрывая её в разных аспектах. Такое построение помогает усилить мысль о неизбежности последствий.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение стихотворения тревожное, предостерегающее. Оно подчёркивает серьёзность последствий пренебрежительного отношения к своим поступкам.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова
Ключевой лейтмотив стихотворения — «ничто не сходит с рук». Среди опорных слов выделяются «поступок», «друг», «волки», «жадность», «успех», которые подчеркивают многообразие человеческих поступков и их последствий.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — наблюдатель и философ, который предупреждает окружающих о последствиях их действий. Он говорит, будто передавая свои раздумья читателю, с тонким осознанием внутренней правды и ответственности.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Персонажи, упомянутые в стихотворении, представлены образами: «друг», «волки», «муравей». Эти образы не имеют конкретных имен, но олицетворяют различные аспекты человеческих отношений и поведения.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении происходит столкновение на уровне общественной морали и личных принципов, где автор призывает к честности и моральной ответственности.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора — предостережение и негодование. Евтушенко выражает обеспокоенность тем, что люди могут забывать о последствиях своих поступков.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыкальность стихотворения создаётся за счёт повтора ключевой фразы «ничто не сходит с рук», создавая ритм, который усиливает тревожное настроение.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием, что придаёт ему плавность и одновременно усиливает чувство безысходности.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (АБАБ), характер рифм — мужской и женский. Это позволяет усилить ритм и чёткость выражения мысли.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стихотворения преимущественно простая, но яркая и образная. Евтушенко использует эпитеты («ложный жест», «проклятый круг»), метафоры («проклятый круг»), олицетворение и сравнение («дружба тех волков, которые двуноги»).
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Стихотворение насыщено риторическими повторениями (повтор фразы «ничто не сходит с рук»), что придаёт ему настойчивость и подчеркивает главную идею.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись подчёркивается с помощью аллитерации согласных звуков «р» и «к», что создаёт напряжение и придаёт стихотворению предостерегающий тон.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения
Основная идея стихотворения — ответственность за свои поступки и их неизбежные последствия, которые остаются с человеком на всю жизнь.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают, что стихотворение «Ничто не сходит с рук» отражает зрелость и философскую глубину взглядов Евтушенко на этические аспекты жизни. Многие выделяют стихотворение за его простоту и одновременно глубокий смысл.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Стихотворение звучит современно, так как тема ответственности за действия всегда актуальна. Слова Евтушенко находят отклик в сердцах тех, кто задумывается о своей жизни и влиянии поступков на окружающих.
Добавить текст Вернуть оригинал