Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор: Борис Леонидович Пастернак
Название стихотворения: «Гамлет»
История создания: Стихотворение было написано в 1946 году, в послевоенный период, когда Пастернак работал над переводом трагедий Шекспира. Оно стало одним из первых стихотворений, входящих в сборник «Доктор Живаго». Пастернак отразил в нём своё восприятие мира и осознание своей роли в нём, словно он сам, как Гамлет, стоит перед жизненной драмой и призван её исполнить.
2. Жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. В нём поднимаются вечные вопросы о смысле жизни, предназначении, ответственности перед Богом и людьми. Лирический герой размышляет о своей роли в этом мире и своём месте в нём.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Тема стихотворения — размышление о предназначении, жизненном выборе и ответственности человека перед самим собой и судьбой. Лирический герой, как актёр на сцене, понимает свою неизбежную роль и осознаёт тяжесть жизненной драмы, которую ему предстоит сыграть.
Стихотворение посвящено теме судьбы и внутреннего конфликта, неизбежности жизненного пути и поиска высшего смысла.
4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит глубокое, философское и тревожное настроение. Оно остаётся напряжённым на протяжении всего текста, пронизано чувством ответственности и смирением перед неизбежностью.
Настроение выражается через слова и образы, создающие ощущение одиночества и принятия своего пути: «один», «сумрак ночи», «на меня наставлен».
5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть: описание выхода героя на «сцену», сравнение жизни с театральным действием, осознание себя в центре внимания.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть: обращение к Богу и просьба об избавлении от этой роли, однако герой принимает её как свою судьбу.
Видится сцена театра, где лирический герой стоит в центре, окружённый напряжённой тишиной и сумраком. Он словно готовится сыграть важнейшую роль в жизни.
Средства выразительности:
Метафоры: «вышел на подмостки», «на меня наставлен сумрак ночи».
Эпитеты: «замысел упрямый», «сумрак ночи».
Обращения: «Авва Отче», что придаёт стихотворению молитвенный характер.
Сравнение: жизнь сравнивается с драмой на сцене, где каждому уготована своя роль.
6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Рифма перекрёстная (АВАВ), что придаёт стихотворению ритмическую стройность и усиливает трагическую напряжённость.
Пример: «Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.»
7. Идея стихотворения (основная мысль)
Идея стихотворения — принятие своей судьбы, осознание ответственности перед Богом и людьми и смирение перед жизненным путём. Пастернак передаёт мысль о том, что жизнь — это неизбежная драма, которую человек должен исполнить, сохраняя веру в высший смысл своего существования.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение оставляет сильное впечатление своей глубиной и философским подходом к жизни. Оно позволяет задуматься о неизбежности жизненных путей и заставляет чувствовать ответственность перед судьбой.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Гамлет» было написано в 1946 году и опубликовано в составе романа «Доктор Живаго». Оно отражает размышления автора о роли личности, духовной и жизненной ответственности, что становится одной из главных тем всего романа.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
«Гамлет» занимает важное место в творчестве Пастернака, представляя философскую и духовную сторону его лирики. Это произведение показывает осознанность поэта относительно роли человека и, шире, писателя в мире, его ответственности перед Богом и обществом.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение относится к философской лирике, так как в нём поднимаются вопросы о смысле жизни, долге, ответственности и неизбежности судьбы. Пастернак вдохновлялся образом Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира, символизируя через него сомнения и внутреннюю борьбу личности.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — внутренний конфликт человека, его выбор между покорностью судьбе и личной ответственностью за свои действия. Лирический герой понимает, что его жизнь — это предопределённая роль, от которой он не может отказаться, даже если его душа просит избавления.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Гамлет» отсылает к образу шекспировского героя, чьи размышления о судьбе, долге и свободе воли созвучны чувствам Пастернака. Это также символ того, как поэт воспринимает свою жизнь — как тяжёлую драму, от исполнения которой нельзя уклониться.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Лирический сюжет состоит из выхода героя на сцену жизни и его осознания собственной роли. Движение сюжета:
Добавить текст Вернуть оригиналГерой выходит на «подмостки» — сцена как метафора судьбы.
Добавить текст Вернуть оригиналОн чувствует груз ответственности и выражает просьбу к Богу об освобождении от этой роли.
Добавить текст Вернуть оригиналПонимает, что финал предрешён, и ему предстоит пройти свой путь до конца.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из трёх частей:
Начальная часть: герой выходит на «подмостки», ощущая свою роль.
Средняя часть: просьба о снятии этой роли, однако с согласием её играть.
Заключительная часть: принятие предначертанного судьбой конца.
Эти части раскрывают путь от внутренней борьбы до смирения перед неизбежностью.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
В стихотворении преобладает тревожное, философское настроение. Оно остаётся неизменным, пронизано чувством одиночества и осознанием неотвратимости судьбы. Это настроение выражается через образы ночи, пустоты и просьбу об избавлении.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Лейтмотивы стихотворения — ответственность, смирение, неизбежность. Опорные слова: «подмостки», «драма», «чашу эту мимо пронеси», «неотвратим». Эти слова передают внутреннюю борьбу героя и его осознание роли в жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — это сам поэт, который осознаёт своё предназначение, видит себя в роли Гамлета, столкнувшегося с моральными дилеммами. Он раскрывается через смиренное принятие судьбы, диалог с Богом и понимание неизбежности своего пути.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Главный и единственный лирический персонаж — герой, осознающий себя актёром на сцене жизни. Его переживания включают страх перед ролью, стремление к освобождению и смирение перед заданным ему путём.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении происходит столкновение личного и божественного сознания: герой осознаёт, что не может избежать своей судьбы и принимает её, несмотря на желание уклониться.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора — смирение и философское принятие неизбежного. Пастернак выражает сожаление, но готовность следовать предначертанному, веря, что его жизнь — это часть более великого замысла.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения достигается размеренным, напряжённым ритмом, создающим ощущение драматической паузы перед важной ролью. Стихотворение звучит как монолог, пронизанный тревогой и смирением.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему ритмическую стройность и создаёт плавное, размеренное звучание.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (АВАВ), что подчеркивает последовательность размышлений героя и делает стихотворение более монументальным.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика сочетает философскую и эмоционально насыщенную лексику. Используются:
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: «вышел на подмостки», «сумрак ночи».
Обращения: «Авва Отче», что придаёт стихотворению молитвенный тон.
Антитезы: «неотвратим конец пути» против желания героя избежать роли.
18. Поэтический синтаксис
Синтаксис прост и прямолинеен, что усиливает ощущение тяжести и неотвратимости. Молитвенные обращения и просьбы придают стихотворению ритм монолога перед чем-то важным и неизбежным.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись создаётся мягкими, тревожными звуками, такими как «с», «н», «м», что придаёт стихотворению атмосферу тихого смирения и напряжённого ожидания.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения — осознание своей жизненной роли и принятие её, несмотря на внутренние сомнения. Пастернак размышляет о человеческой ответственности и необходимости следовать своему пути, как предначертанной судьбе.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики считают «Гамлет» одним из наиболее значимых стихотворений Пастернака, в котором он выражает философскую позицию зрелого поэта. Оно показывает его внутренний конфликт и смирение перед жизненным выбором.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня «Гамлет» звучит как напоминание о личной ответственности и неизбежности жизненных испытаний. Стихотворение продолжает вызывать отклик, поскольку затрагивает универсальные вопросы о смысле жизни, долге и смирении.
Добавить текст Вернуть оригинал