Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор стихотворения — Анна Андреевна Ахматова. Стихотворение называется «Песня последней встречи». Оно было написано в 1911 году и отражает сложные, драматичные отношения в жизни Ахматовой, в частности её переживания о любви, наполненной болью и чувством неизбежного разрыва.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Жанр стихотворения — любовная лирика. Произведение сосредоточено на эмоциональном состоянии лирической героини, переживающей трагедию разрыва, что характерно для любовной лирики, исследующей тонкие психологические оттенки чувств.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Основная тема стихотворения — прощание, последняя встреча и ощущение неизбежности разлуки. Лирическая героиня чувствует себя одиноко и опустошенно, переживая последний момент близости, который отягощён предчувствием окончательного расставания. Стихотворение посвящено боли и трагичности любви, в которой есть предчувствие конца.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
Настроение стихотворения — трагичное, грустное, пронизанное чувством неизбежности и отчуждённости. Оно остается неизменным на протяжении всего текста, выражая отрешенность и смирение перед судьбой. Настроение передаётся через образы «темного дома», «равнодушно-желтого огня», холодеющей груди и метафору осеннего шёпота.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция
Стихотворение можно разделить на две части:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая часть описывает прощальный момент и ощущение героини, что всё происходящее является финалом, прощанием. Здесь раскрываются символы последней встречи: «перчатка с левой руки на правой» и «шепот осенний» клёнов.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть — это осознание героями, что их судьбы трагичны и переменчивы, они оба обречены на разлуку. Последние строки — взгляд на тёмный дом, в котором лишь в спальне горят «равнодушные» свечи.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины, представленные в стихотворении, — осенний сад, тёмный дом и слабый свет свечей в спальне. Ахматова использует такие выразительные средства, как метафоры («холодеющая грудь»), эпитеты («равнодушно-жёлтый огонь»), олицетворение («шепот осенний»), чтобы усилить эффект трагичности.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрестной рифмой (абаб), что придает ему плавность и музыкальность, подходящую для лирического настроения и трагичности финала.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения — ощущение неизбежности прощания и трагедии любви, не находящей своего завершения в счастье. Ахматова передает, как обреченность и одиночество становятся частью любви, когда расставание неизбежно. Поэтесса хочет донести до читателя, что иногда расставание — единственный возможный исход для сложных отношений.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит впечатление проникновенной исповеди, пронизанной трагизмом и обреченностью. Чтение погружает в атмосферу прощания, передаёт всю глубину чувств героини. В каждом образе ощущается холод, пустота и осознание неизбежного конца. Ахматова мастерски передаёт тонкие переживания, создавая картину, которая остаётся в памяти надолго.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Песня последней встречи» было написано Анной Ахматовой в 1911 году. Это время раннего творчества Ахматовой, когда она переживала сложные отношения и сильные эмоциональные потрясения. Стихотворение входит в её сборник «Вечер», где основными темами становятся любовь и трагичность чувств.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Это стихотворение — одно из значимых произведений Ахматовой, символизирующее её стиль и характерный подход к теме любви. В нём отражены главные черты её поэтического языка: психологизм, лирическая глубина и способность передавать сложные эмоциональные состояния. Оно входит в цикл любовной лирики Ахматовой, где тема трагической любви раскрывается через тонкие образы и символы.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Жанр стихотворения — любовная лирика. Ахматова использует этот жанр для раскрытия темы разлуки и неразделённых чувств, что даёт ей возможность передать читателю внутренний мир героини и её страдания. «Песня последней встречи» — это внутренний монолог, исповедь, отражающая её чувства и мысли в момент прощания.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — разлука и чувство обречённости. Лирическая героиня сталкивается с неизбежностью расставания и испытывает глубокую боль от этого. Стихотворение передаёт чувство трагической любви, которая не находит отклика и обрекает героиню на одиночество.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Песня последней встречи» указывает на предопределённость и финальность встречи. «Песня» подчеркивает мелодичность и эмоциональность текста, а «последняя встреча» — неизбежность разлуки. Это не просто встреча, а последний момент близости, наполненный болью и смирением перед судьбой.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет стихотворения строится на описании внутреннего состояния героини в момент прощания. Движение сюжета: от холодеющей груди и лёгкости шагов к осознанию обречённости («между кленов шепот осенний попросил: “Со мною умри!”»), и к финальной сцене — взгляду на тёмный дом, символизирующий окончание отношений.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, каждая из которых описывает определённое эмоциональное состояние героини:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая строфа — напряжённость, отрешённость, попытка понять свои чувства.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая строфа — символическое ощущение обречённости («между кленов шепот осенний»).
Добавить текст Вернуть оригиналТретья строфа — согласие с неизбежностью расставания, готовность к прощанию.
Добавить текст Вернуть оригиналЧетвёртая строфа — осознание окончательности встречи, прощание с прошлым.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение стихотворения — печальное, трагичное, пронизанное чувством обречённости. Тональность остаётся мрачной на протяжении всего стихотворения, передавая смирение перед неизбежностью разлуки. Настроение усиливается за счёт образов осени, тёмного дома и горящих свечей.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова
Ведущие лейтмотивы — прощание, холод, судьба. Опорные слова: «холодела грудь», «шепот осенний», «переменчивая судьба», «умру с тобой», «тёмный дом», «равнодушно-жёлтый огонь» — подчеркивают эмоциональное состояние героини и её внутреннюю борьбу.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирическая героиня — женщина, которая переживает болезненный момент прощания. Её внутреннее состояние раскрывается через символические образы (перчатка, осенние клёны, тёмный дом), и она, несмотря на свою боль, готова принять судьбу, выражая готовность к уходу и смирение перед разлукой.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
В стихотворении два лирических персонажа — героиня и её возлюбленный, судьба которого тесно переплетается с её жизнью. Оба страдают от обречённости своих отношений, но героиня осознаёт, что должна расстаться с ним.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Здесь происходит соединение внешнего мира (осенний шепот, ступени, свечи) и внутреннего мира героини, где внешние образы становятся символами её внутренней борьбы и прощания с любимым человеком.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Автор выражает элегическую грусть, глубокое понимание боли разлуки. Ахматова показывает всю тяжесть переживаний, но в то же время её позиция выражена через смирение перед неизбежностью.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Стихотворение обладает особой музыкальностью. Его ритм напоминает песню, медленно и плавно передавая трагичное настроение. Повторы и мелодичность усиливают ощущение тоски и печали.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, придающим тексту плавность и ритмичность, что подчёркивает мелодичность и ощущение «песни».
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (абаб). Рифмы довольно мягкие, не резкие, что создаёт гармонию и усиливает лирическое настроение.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Ахматова использует богатую лексику с выразительными средствами: эпитеты («равнодушно-жёлтый огонь»), метафоры («холодела грудь»), олицетворение («шепот осенний»). Эти средства создают живописные образы и усиливают трагизм.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис сочетает короткие и лаконичные фразы с более длинными строками, отражая напряжение и эмоциональные переживания героини. Восклицания и обращения добавляют эмоциональности.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись усиливает эмоциональное восприятие стихотворения. Звуки мягкие, приглушённые, создающие ощущение тишины и задумчивости. Ритмичные звуки «ш» и «с» передают шепот и легкое напряжение.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения
Идея стихотворения — неотвратимость расставания, обречённость любви, невозможность её сохранить. Ахматова показывает, что даже самые сильные чувства иногда не могут преодолеть силу судьбы и обречены закончиться разлукой.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики высоко оценили это стихотворение, отметив его психологическую глубину и эмоциональное напряжение. Они подчёркивают умение Ахматовой выразить в нем все многообразие чувств, связанных с расставанием, а также её мастерство в создании образов.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение остаётся актуальным и вызывает отклик у читателей, так как тема расставания и трагической любви близка многим. Произведение продолжает восхищать своим лиризмом, искренностью и богатством образов, и звучит как признание в любви, преисполненное горечи и обреченности.
Добавить текст Вернуть оригинал