Будучи основателем неоромантического течения – акмеизма – в начале XX века, времени начала железной поступи цивилизации, Н. С. Гумилёв и сам жил иным измерением, он весь уходил в романтический мир мечты. Такая отстранённость от жестокой предреволюционной реальности помогла поэту творить в сфере прекрасного, видеть красоту и мечтать о новой жизни. Ещё гимназистом он писал: «Я в лес бежал из городов…» Однако герой Гумилёва не просто бежит от действительности, как герои-романтики XIX века, он рвётся завоёвывать свой мир мечты. Романтизм Гумилёва – романтизм активный, действенный. Его герой – человек воли.
Вернуть оригиналПоказательным в этом отношении является стихотворение «Я конквистадор в панцире железном». Образ конквистадора символизирует странствующего рыцаря, первооткрывателя заморских стран и их завоевателя. С одной стороны, в стихотворении много романтических штампов: «по пропастям и безднам», «…в небе диком и беззвёздном», «я сам мечту свою создам». Вместе с тем образ конквистадора – новый. Он утверждает героическое начало в человеке.
Вернуть оригиналМечта Гумилёва не была бесплодной фантазией. Обращаясь к биографическим сведениям, отметим, что поэт активно ищет опору своим грёзам. Если сначала экзотические страны были для него лишь предметом литературных обращений, то вскоре он воплощает своё желание увидеть Африку. Но в стихах той поры основным является мотив воли, мотив первооткрытия и силы. Например, в стихотворении «Носорог» среди «общего смятения», «топота», когда «даже буйвол сонный отступает глубже в грязь», лирический герой призывает того, кто «в нездешнее влюблённый».
Вернуть оригиналГумилёв словно пытается доказать нам, что мечта разлита по всему миру, надо только уметь её увидеть. Оставаясь романтиком, он воспринимал мир и как профессионал-исследователь-этнограф, археолог, фольклорист. Его стремление к необычному подкрепилось ясным взглядом на окружающий мир. Гумилёв-акмеист обращал свой взор к ярким краскам реальности, он сумел обрести чувство свежести бытия, вкус жизни такой, какая она есть. В отличие от символистов, акмеисты видели тайну живого мира, а не искали её в туманных далях и мистике. Как много прекрасных слов находит поэт для описания обыкновенного жирафа, чтобы развеять грусть любимой женщины:
Вернуть оригиналЕму грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Вернуть оригиналДробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вернуть оригиналЛирический герой стремится обратить внимание на необычные стороны действительности, известные ему. Но это не удаётся. Слишком глубоко противоречие между яркостью мира и состоянием души женщины, у которой не осталось способности радоваться. Поэт развивает мотив несоответствия красоты жизни и уныния в душе человека.
Вернуть оригиналДушевная неуспокоенность будет всегда присутствовать в лирике Гумилёва. И хотя многие критики обвинили поэта в «нерусскости» за его уход от традиций в экзотический мир романтики, однако горячее и трепетное отношение ко всему, что он считал родным, выдаёт в Гумилёве истинного патриота России.
Вернуть оригиналГероический характер натуры поэта звал его в неизведанные края, звал на подвиг. Романтический же мир выковывал в герое такие качества, как бесстрашие и отвага, чтобы хватало духа не просто увидеть красоту, но и отстоять её право жить в душе человека.
Вернуть оригиналОценка: 5
(453 слова)